КАК КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЯВНО НАРУШАЕТ ВАШИ ПРАВА
Байба Рудевска (Baiba Rudevska)
Даже абстрагируясь от нарушений основных прав, гарантированных Конституцией (о таких нарушениях есть веские основания говорить), Кабинет министров (КМ) дожил в своем правовом нигилизме до того, что явно нарушает даже те права, которые пока все еще признает законодатель. Раcсмотрим, как это проявляется.1) В статье 6.9 Закона об управлении распространением инфекции Covid-19 (далее - Закон о Covid) законодатель установил правовую основу для так называемого сертификата сотрудничества (правовая норма, принятая 27.05.2021 и вступившая в силу 29.05.2021):
«Статья 6.9 (1) Для того, чтобы разрешить лицам, которые вакцинированы против инфекции
Covid-19, переболели ею, или результат теста на Covid-19 у которых является отрицательным,
воспользоваться исключениями относительно мер эпидемиологической безопасности,
таким лицам выдаются сертификаты сотрудничества, подтверждающие факт того, что лицо
было вакцинировано или переболело, или подтверждает информацию о результате
проведенного теста. Лицо при предъявлении упомянутого сертификата обязано
предъявить также документ, удостоверяющий личность.
(2) Кабинет министров устанавливает порядок, при котором запрашиваются,
подготавливаются, выдаются, проверяются и используются упомянутые в части первой
настоящей статьи сертификаты сотрудничества, а также объем информации, включаемый в
сертификат и объем информации, доступной для учреждений и лиц, оказывающих услуги».
Как видно, допускаются исключения относительно мер эпидемиологической безопасности, и сертификат сотрудничества определен для трех (а не только двух!) категорий лиц:
- вакцинированные лица;
- переболевшие;
- лица с отрицательным тестом.
Законодатель делегировал Кабинету министров (см. пункт 2 статьи 6, части девятой указанного закона) ТОЛЬКО определить порядок использования предусмотренных законом сертификатов (всех трех типов!) и объем информации, которая в них должна быть включена. В законе отсутствует делегирование Кабинету министров права сужать (даже в исключительных случаях) круг этих трех категорий лиц.
2) Теперь посмотрим, что сделал Кабинет министров:
Кабинет министров 27.05.2021. (см. правила Кабинета министров от 27 мая 2021 года № 332) внёс изменения в свои ранее принятые правила от 9 июня 2020 года №360 «Меры эпидемиологической безопасности по ограничению распространения инфекции Covid-19», чтобы как будто бы исполнить упомянутое выше право, предусмотренное законодателем в пункте 2 статьи 6, части девятой Закона о Covid.
Стоит отметить, что КМ принял эти изменения в тот же день, когда Сейм принял поправки к Закону о Covid, дополнив его шестую статью частью девятой, и эти поправки вступили в силу только через два дня, 29.05.2021. Таким образом, право делегирования Кабинет министров по закону получил от парламента только 29 мая. Но 27 мая, еще не имея по закону этого права, он внёс поправку в Правила КМ № 360 и добавил туда главу V.1: «Сертификат сотрудничества о вакцинации, тестировании или перенесенном заболевании и исключениях относительно мер эпидемиологической безопасности». (Раздел в редакции правил КМ № 332 от 27.05.2021)
В указанном разделе КМ говорит обо всех трёх категориях лиц, и вдруг в пункте 38.27 (и во всех его подпунктах) уже не указываются лица с отрицательным тестом. Эта категория лиц вдруг из правил Кабинета министров куда-то исчезает, хотя речь идет о целом ряде различных видов деятельности, в том числе о работе.
Куда и на каком законном основании исчезает категория лиц с отрицательным тестом? Это до сих пор не ясно. Кроме того, ссылки на пункт 38.27 правил КМ № 360 также включены и в некоторые другие пункты этих правил, например:
- 6.3. 1.8., в соответствии с которым в общественных местах, в том числе на рабочих местах, если в помещении находится более одного лица, используют медицинские или немедицинские (гигиенические или тканевые) защитные маски для лица (в дальнейшем – защита для рта и носа), за исключением лиц, упомянутых во вводной части пункта 38.27 этих правил, в организованных коллективах (например, на рабочем месте, в любительских коллективах, в образовательном учреждении). Таким образом, отрицательно протестированные исчезают из правовой базы;
- в пункте 14.10 1. указаны работники сферы услуг (только привитые или переболевшие; лица с отрицательными тестами куда-то исчезают);
- в пункте 20.5 (общественное питание): то же самое;
- в пунктах 33.1; 33.2; 33.3; 34.; 38.28; 38.30; 38.31; 38.34 11.; 55.2; 66.4 1.4.; в пункте 66.5 2. и пункте 115 Переходных [SD1] правил то же самое – протестированные с отрицательным результатом исчезают.
В отношении СТУДЕНТОВ правила Кабинета министров особенно циничны. Правительство 17.08.2021 снова вносит поправки в свои правила №360, дополнив их пунктом 40.13, который гласит: «В осуществлении учебных программ в колледжах и высших учебных заведениях очно участвуют только лица с действующим сертификатом вакцинации или перенесенного заболевания».
Как видно, отрицательно протестированные здесь исключены вообще и уже в прямом виде. Но Кабинет министров всё таки «великодушно» дополнил правила КМ №360 пунктом 109, согласно которому до 10 октября 2021 года в колледжах и высших учебных заведениях при осуществлении и освоении учебных программ очно могут участвовать также лица с подтверждением (в бумажной или цифровой форме) отрицательного теста на Covid-19, сделанного в течение последних 48 часов в соответствии с алгоритмом, опубликованном на веб-портале Центра профилактики и контроля заболеваний (в редакции правил КМ № 565 от 17.08.2021).
Таким образом, в отношении студентов КМ совершил явный произвол, нарушив любые представленные Сеймом полномочия и, конечно, 64-ю статью Конституции Латвийской Республики, согласно которой законодательная власть в Латвии принадлежит Сейму и народу (но не Кабинету Министров!).
3) Есть еще один нюанс, касающийся того, как КМ, решившись на произвол при принятии правил №360 без соответствующих полномочий от Сейма, создает условия и предпосылки для сегрегации (вакцинированные и переболевшие или лица с негативными тестом) и моббинга (преследования, травли) во многих жизненных ситуациях (на работе, в университетах, школах, здравоохранении и т. д.). Этот механизм выглядит следующим образом:
- вначале из трёх категорий лиц, имеющих право на сертификат сотрудничества, отделена одна категория - лица с отрицательным тестом, и таким образом появляется конструкция «вакцинированные или переболевшие» (в п. 38.27 Правил №360 включены только эти две группы лиц, в дальнейшем называемые «лица, упомянутые во вводной части пункта 38.27». Потом начинаются отдельные манипуляции с этой отделённой группой – «лица с отрицательным тестом»: в некоторых местах она перечисляется вместе с конструкцией «вакцинированные или переболевшие», а в некоторых убирается совсем (см. п. 40.13 и 109 Правил КМ №360);
- предусматривается такое правовое регулирование, которое создает неудобства «вакцинированным и переболевшим» (например, необходимость носить маски для лица), если к ним присоединяется хотя бы одно «лицо с отрицательным тестом». И это, конечно, почва для недовольства в коллективе, когда лица с отрицательным тестом превращаются в изгоев. См. Правила №360 п. 6.3: в публичных помещениях, в том числе на рабочих местах, если в помещении находится более одного лица, используют медицинские или немедицинские (гигиенические или тканевые) защитные маски для лица, за исключением лиц, упомянутых во вводной части пункта 38.27 настоящих правил (то есть вакцинированные и переболевшие), то же касается организованных коллективов (например, на рабочем месте, в любительских коллективах, в образовательном учреждении).
Во всём пункте 38.27 с подпунктами указано, что если в комнате находится хотя бы один человек с пройденным отрицательным тестом, то вакцинированные и переболевшие должны держаться на расстоянии 2 м и носить маски для лица. Так что моббинг и разжигание ненависти в этих правилах запрограммированы изначально.
Основные выводы:
1) Поправки в правилах Кабинета министров №360 были приняты в день, когда норма закона о Covid, о передаче некоторых прав Сейма Кабинету министров еще не вступила в силу. Следовательно, с точки зрения теории права, такие постановления Кабинета министров недействительны со дня их принятия (а именно основные Правила Кабинета министров № 332 от 27 мая 2021 года).
2) Кабинет министров в своих постановлениях о Кабинете министров грубо нарушил делегирование, предоставленное ему Сеймом в соответствии с частью второй статьи 6.9 Закона о Covid. Таким образом, Кабинет министров узурпировал власть законодателя, что противоречит Конституции (статьям 1 и 64).
Вопрос: Почему Сейм как законодатель на это не реагирует и допускает произвол? Куда смотрит Президент, который 28 мая подписывает закон, на основании которого Кабинет министров уже 27 мая издал правила КМ?
[SD1]Krievu valodas versijā PĀREJAS NOTEIKUMU sadaļu neatradu. Ir vnk 115.pants, tādēļ šo vārdu iespējams ir jāizslēdz pavisam?